Проход по ссылкам навигации

Профессиональные базы данных по недвижимости

Активное формирование рынка недвижимости в России связано с принятием 4 июля 1991 года «закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С появлением этого закона недвижимость начала превращаться в товар, который можно было продавать и покупать, чем и начали тогда заниматься многие, чему способствовала и непростая экономическая ситуация. Бывшие инженеры многочисленных оборонных предприятий пробовали себя в роли агентов по недвижимости, кому то это удавалось, более успешные открывали свои риэлтерские компании. Формирующемуся рынку были необходимы информационные инструменты, в первую очередь рекламного характера.

На Московском рынке недвижимости, в первые годы, основным таким инструментом стала только открывшаяся газета бесплатных объявлений «Из рук в руки», «пилотный» номер которой вышел 14 января 1992 года. «Из рук в руки» использовалась тогда практически всеми участниками рынка для рекламы выставляемых на продажу объектов. В первое время она же являлась и основным источником информации в процессе поиска и подбора объектов недвижимости. Рабочий день риэлтора начинался с просмотра избранных рубрик газеты, с поиска и анализа вновь появившихся объявлений. С технической точки зрения это было крайне неудобно и многим бывшим инженерам, проводившим часы за чтением рекламных объявлений и не понаслышке знакомым с программированием, хотелось автоматизировать этот процесс.

В результате, уже в том же 1992 году появились первые риэлтерские программы и базы данных по недвижимости. Большая часть их не выходила за пределы своего агентства, но некоторым удалось превратиться в настоящий информационный продукт, которым пользовались и другие риэлтерские компании. В частности, с 1992 года была известна база данных «Маклер». Чуть позже, если не ошибаюсь в 1993 году, появилась база данных «Лайт 2000», которой пользовались многие агентства недвижимости, в том числе и крупные. Таким образом, над сформировавшимся рынком недвижимости появилась информационная надстройка. В базы данных по недвижимости попадали все объявления из «Из рук в руки», и теперь вместо ежедневного пролистывания газеты можно было воспользоваться программой.

В начале 90-х годов объемы рынка недвижимости были не велики. Ежедневное количество новых объявлений о продаже квартир редко превышало 500, общий объем базы данных (количество предложений о продаже квартир за месяц) был порядка 10000 объявлений. Поэтому, в первые годы для наполнения базы данных можно было использовать простейший механизм — труд операторов, которые вносили информацию в базу данных руками. Примерно такого же уровня технологичности механизм использовался и для распространения обновленной информации — курьер доставлял дискету с новыми данными в риэлтерские компании, оплачивающие эти информационные услуги. Понятно, что стоимость услуг была довольно велика — она приближалась к 1000 долларов в месяц.

Тем временем объемы рынка недвижимости росли, увеличивалось количество предложений, и существующий механизм ручного ввода информации (определявший и высокую стоимость информационного обслуживания) становился все менее эффективным. Кроме того, ручной способ доставки информационных обновлений был крайне неудобен и не позволял формировать собственную базу данных объектов. Отвечая требованиям времени, в 1996 году появилась информационная система RealtOne. В этой базе данных использовались технологии сканирования, распознавания текста и автоматического структурирования информации для наполнения базы данных, а для доставки информации на первом этапе использовались технологии модемной связи, а чуть позже, с развитием интернет служб, механизмы электронной почты. Отказ от ресурсоемких и дорогих составляющих технологической цепочки позволил значительно снизить стоимость информационного обслуживания, что обеспечило базе данных RealtOne место на информационном рынке.

Ежедневное количество обрадатываемых объявлений по продаже квартир (включая опубликованные)

В это время, помимо основной функции дайджеста различных печатных изданий, информационные системы стали активно собирать рекламные объявления, чему способствовало развитие технологий доставки данных. Тем не менее, они не могли тогда составить конкуренцию печатным изданиям, которые оставались основным рекламным инструментом. Ситуация в этом плане изменилась лишь с развитием интернет, с появлением различных интернет порталов по недвижимости. Тем временем, объемы рынка недвижимости продолжали расти, и не этом фоне существенной стала производительность самих баз данных по недвижимости. Сильно выросшие объемы данных влекли за собой нестабильность работы, низкую скорость выполнения запросов и значительные задержки при загрузке информации. Кроме того, создаваемые на скорую руку с чистого листа программы редко обладали «дружелюбным» и понятным интерфейсом, что также затрудняло работу с ними.

Общий объем базы данных по продаже квартир за 30 дней

На этом фоне, в 2000 году, появилась база данных WinNER. Она выгодно отличалась от других продуктов с точки зрения отмеченных выше технологических особенностей. Кроме того, по всей видимости, вместо ресурсоемкой и дорогостоящей обработки первичных печатных изданий информация в базу данных поступала из других электронных источников. Все это вместе позволило вести активную и достаточно агрессивную маркетинговую компанию, и в результате добиться большой популярности среди риэлторов.

Информационная система «Навигатор» появилась на рынке в 2003 году, придя на смену устаревшей тогда и теряющей позиции на рынке базе данных RealtOne. Планомерно развиваясь, совершенствуя различные инструменты, необходимые в повседневной работе риэлтора, сохраняя неизменной ценовую политику, ей удалось с течением времени стать популярным профессиональным инструментом риэлторов Московского региона. В 2011 году между компанией «Навигатор Риэлти» и Московской Ассоциацией Риэлторов (МАР) было заключено соглашение о партнерстве. Тем самым МАР сделала ставку на информационную систему «Навигатор» как на основной инструмент профессиональной деятельности риэлтерских компаний. В 2013 году было заключено партнерское соглашение между Century 21 Россия и компанией «Навигатор Риэлти», в соответствии с которым компании Century 21 Россия получили значительные преференции в использовании информационной системы «Навигатор».

Говоря о перспективах профессиональных информационных систем рынка недвижимости, следует отметить, что уже довольно давно вектор их развития направлен в сторону активного использования Интернет. Это движение, безусловно, будет продолжаться, и по мере развития технологий доступа к сети центр тяжести информационных систем все более и более будет смещаться в сторону веб приложений. Широкий простор для деятельности имеется и в области приложений для мобильных устройств.

В заключение необходимо отметить, что приведенный тут краткий обзор истории развития информационных систем рынка недвижимости не претендует на полноту. В частности, в нем не было ничего сказано об информационной системе CIAN, по праву занимающей лидирующее положение в области аренды жилой недвижимости, а также многие другие информационные системы («Супер База», Realto.ru). Также не рассматривались многочисленные порталы по недвижимости, деятельность которых носит в первую очередь рекламный характер, и в силу этого относящиеся к несколько другой бизнес модели. Понятно, что рассказывать об этом направлении деятельности следует специалистам, гораздо лучше разбирающимся в предмете, нежели авторы данного обзора.

30 августа 2013 года